В Пантелеимоновском храме города Жуковский вспомнили легендарный перелет экипажа М. М. Громова

0

В Пантелеимоновском храме города Жуковский вспомнили легендарный перелет экипажа М. М. Громова

В Елизаветинской гостиной Пантелеимоновского храма состоялось мероприятие, посвященное 80-летию перелета экипажа М. М. Громова по маршруту Москва — Северный полюс — Сан — Джасинто. Исторический экскурс был совмещен с концертным выступлением солиста Спецсвязи ФСО России, лауреата международных и всероссийских фестивалей Тимура Бернацкого, который исполнил «О любви немало песен сложено», «С чего начинается Родина» и другие песни советских композиторов.

В Пантелеимоновском храме вспоминают этот перелет не первый раз. Пять лет назад, 15 июля 2012 года, в музее истории города Жуковского, отечественной авиации и космонавтики Пантелеимоновского храма состоялась торжественная встреча в честь 75-ти летнего юбилея перелета Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто. На встрече тогда присутствовали Нина Георгиевна Громова с дочерью Софией и невесткой Данилина, администрация и авиационная общественность города Жуковского.

И на этот раз Нина Георгиевна Громова с дочерью Софией стала почетной гостьей. На мероприятие пришли также ветеран ВОв, Гвардии капитан медицинской службы И.Г. Табатадзе, Герой России, Заслуженный штурман-испытатель СССР, председатель Клуба героев города Жуковского Л. С. Попов, Герой России, Заслуженный летчик-испытатель О. А. Щепетков, известный специалист в области ракетной и авиационно-космической техники В. В. Архипов, главный научный сотрудник ЦАГИ, доктор технических наук Г. А. Амирьянц, Заслуженный летчик-испытатель В. П. Ваньшин, Заслуженный летчик-испытатель В.Д. Гордеев, летчик-испытатель В. П. Остапенко, летчик-испытатель Н. И. Мясников, руководитель ЗАО «Техавиакомплекс» В. И. Ахрамеев, режиссер документальных фильмов Ю П.Сальников, руководитель проекта «Буран-возрождение» Пантелеимоновского храма С. А. Морозов, директор музея ЛИИ М. Ф. Леонова и многие другие авиационные специалисты ЛИИ, ЦАГИ, а также прихожане. Народу было столько, что в зале не было свободных мест.

Гостей тепло встретил Благочинный Жуковского церковного округа , настоятель Пантелеимоновского храма протоиерей Николай Струков.

После благословения протоиерея Николая Струкова и совместной молитвы, Нина Георгиевна Громова рассказала о М. М. Громове, как о человеке творческом, целеустремленным, дисциплинированным и со спортивном азартом. Рассказала о подготовке к перелетам экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, о автобиографических книгах, которые он написал для воспитания молодежи (произведения «Тому кто хочет летать и работать лучше», «На земле и в небе»).

С большим удовольствием присутствующие слушали также историка авиации Геннадия Ашотовича Амирьянц, который рассказал об испытаниях самолета РД-1 (АНТ-25) перед полетом, о самом перелете, о мужестве и героизме летчиков. Он подчеркнул, что эти перелеты пробудили интерес молодежи к отечественной авиации и показали преимущества отечественных технологий. Во всяком случае, начинающий американский авиаконструктор Кларенс Леонард Джонсон (будущий авиаконструктор легендарных самолетов-разведчиков У-2 и СР-71) поспешил взять за основу своих разработок характеристики дальности самолета РД-1 (АНТ-25).

О героизме летчиков, особенностях перелета через Северный полюс рассказал и Герой России Леонид Степанович Попов. А Василий Иванович Ахрамеев рассказал роли книг, написанных М. М. Громовым в последние годы жизни, в деле воспитания подрастающего поколения. Он также принес и продемонстрировал замечательный фильм о Герое Советского Союза, Заслуженном летчике-испытателе, летчике-космонавте Игоре Петровиче Волке.

Художник Аида Евгеньевна Ханемайер (Лысенкова) поделилась тем, как она работала над групповыми портретами экипажей М. М. Громова и В. П. Чкалова и показала их в гостиной зрителям.

В перерывах между выступлениями авиационных специалистов, звучал чудесный сольный концерт артиста, певчего храма Вознесения Господне Тимура Бернацкого. Прозвучавшие популярные песни советских авторов о любви, авиации и Родине в его исполнении тронули души слушателей и все дружно ему подпевали. Атмосфера в зале была по-домашнему теплой, душевной и уютной.

Торжество закончилось совместным чаепитием. За чаем Нина Георгиевна вспоминала каким талантливым был Михаил Михайлович и сколько он одержал побед и на войне и в гражданской жизни, сколько сделал добрых дел! Нина Георгиевна привела в пример поучительные слова самого М.М.Громова: «Я закончил свою деятельность в авиации без единой царапины на теле и совести». Это говорит о нём как о человеке, так и гражданине.

Режиссер документальных фильмов Сальников Юрий Петрович сказал, что два человека, которые сохраняли и сохраняют память о трансполярных перелетах и подвигах советских лётчиков, которые были совершены 80 лет назад, летом 1937 года -это Н. Г. Громова, которая написала книгу «Почти исповедь» и второй — отец Николай, который единственный в России, собрал авиационных специалистов Жуковского на 80-летие.

Валерий Владимирович Архипов сказал отцу Николаю, что его приход уже давно стал духовно-нравственным и культурным центром и здесь проходят удивительные встречи, прежде всего по своему содержанию. Хотя люди здесь разных возрастов и разного образования, но всегда это остаётся в памяти навсегда! Валерий Владимирович добавил, что чудесная режиссура ,чудесный в целом сценарий и артист Тимур Бернадцкий блистательно выступил.

Все присутствующие благодарили отца Николая за теплый прием, за мероприятие с замечательным концертом, за приходские пироги, которые пришлись всем по вкусу.

Справка

Легендарный перелет Москва — Северный полюс — Сан — Джасинто экипажа М. М. Громова состоялось 12 июля -14 июля 1937 года.

Для советской авиации 30-е годы — это время дальних перелетов, установление новых мировых рекордов. Именно для этого был сконструирован и построен самолет АНТ-25РД (РД — рекорд дальности) конструкции А. Н. Туполева, на котором совершили оба перелета Москва-Северный полюс-Америка экипажи В. П. Чкалова и М. М. Громова, мечтавшие установить новый мировой рекорд дальности.

18 июня 1937 года в 19.30 экипаж В. П. Чкалова улетел первым и не дотянул до рекорда французских летчиков. После 63 часов 16 минут полета, протекавшего в борьбе со стихией, произвел посадку в Портланде США. Экипаж В. П. Чкалова пролетел по прямой 8504 км.

Экипажу Чкалова не удалось долететь до намеченной цели — Сан-Франциско. Тем не менее, газета «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» назвала его «трудным и блестящим подвигом».

12-14 июля 1937 года экипаж с составе командира М. М. Громова, второго пилота А.Б. Юмашева и штурмана С.А. Данилина совершил перелет Москва-Северный полюс-Сан-Джасинто — это на границе США и Мексики. Экипаж смог за 62 часа 17 минут пролететь 11 500 км (по прямой 10 148 км), и побил рекорд французских летчиков. Кстати, после посадки в баках оставалось горючего еще на полторы тысячи километров.

FacebookTwitterВконтактеGoogle+

Источник: www.zhukgsn.ru